Дали и Гала
В то время одна из важнейших тем в искусстве Сальвадора Дали — секс — не угасала. У некоторых авторов есть предположения, что художник никогда до встречи с Галой не был с женщиной (так считают Доминик де Гаске и Пакита Льоренс Верхес, о чем пишут в своей книге «Гала и Дали. Зазеркалье»), некоторые считают, что он вовсе был импотентом (об этом в своей книге The shameful life of Salvador Dali пишет Ян Гибсон).
Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images
Гала и Сальвадор Дали
Монсе Агер говорит, что с Галой Дали, безусловно, связывали сексуальные отношения. Действительно, секс мог интересовать художника больше как тема для искусства, чем как способ получения удовольствия, однако это предположение уже никак проверить нельзя. Болезненный интерес художника к данной тематике может быть связан с тем, что в детстве отец показал маленькому Дали снимок последствий сифилиса, это сильно повлияло на впечатлительного Сальвадора.
Salvador D, 194ali, Young Virgin Auto-Sodomized by the horns of her Own Chastity pic.twitter.com/64rrNAWG4D
— mario andreolini (@marioandreolini) June 5, 2016
Любовь к Гале.
Да, эта история точно входит в список необычных историй из жизни Дали. Елена Ивановна Дьяконова, известная как Гала, познакомилась молодым Дали, будучи старше его на 10 лет и замужем. Но любовь сразила обоих и в скором времени они поженились.
Это вызвало негодование семьи Дали, но это было не столь важно. Гала стала его музой на всю жизнь. Однажды, он подарил ей замок в провинции Жироны, куда он не мог прийти без письменного приглашения. Сейчас Гала там похоронена.
Фото: acontinuouslean.
1930-е и коммунизм
«Коммунизм привлекал сюрреалистов — они считали, что сюрреализм и коммунизм должны идти рука об руку и вместе свергнуть буржуазию. Дали тоже были близки коммунистические идеи, но он не хотел связывать искусство и политику — второе его не очень интересовало», — говорит Монсе Агер. Образы коммунизма — Ленина, например — Дали пишет с помощью параноидально критического метода*, ассоциируя его с фигурой своего отца — авторитарного, но уважаемого для художника человека. *Метод, изобретенный Дали, для создания картин и других произведений искусства, в основном связанных с оптическими иллюзиями и множественными изображениями. Считается, что техника заключается в том, что художник сначала должен вызвать у себя параноидальное состояние, а потом уже приступать к созданию произведения.
Partial Hallucination: Six Apparitions of Lenin on a Piano, 1931 #surrealism#spanishartpic.twitter.com/fj23DLOsla
— Salvador Dali (@artist_dali) March 19, 2019
Другая работа на тему была написана Дали уже в 1962 году — под длинным названием «Эскиз для 50 абстрактных картин, которые с 2 ярдов превращаются в три лица Ленина, а с 6 ярдов превращаются в голову бенгальского тигра». В оптическую иллюзию художник вписал несколько портретов вождя — с одной стороны, издеваясь над ним как над политической фигурой, с другой — отдавая дань уважения.
Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
50 Abstract Paintings that from Two Metres Change into Three Lenins Disguised as a Chinese and from Six Metres Form the Head of a Royal Tiger
Последние годы жизни и смерть
От даты рождения до последнего дня великого художника прошло почти 85 лет. Он прожил долгую жизнь, насыщенную событиями, эпатажем, признанием, творчеством, любовью и богатством.
Влияние старости он почувствовал после смерти Галы. Интерес к жизни пропал, как и к рисованию, что усугубила еще и болезнь Паркинсона. Однако к этому времени Дали стал почетным гражданином свой страны.
Правительство наградило его аристократическим титулом маркиза. Дали стал принадлежать к обществу, в которое всегда стремился. Национальность пожилого гения — повод для гордости его соотечественников.
Королевский дом Испании оказывает художнику поддержку, покупая его полотна по высокой цене. Но несмотря на все почести и звания, жизнь его проходит одиноко и безрадостно. Гений сюрреализма превращается в унылого старика.
В 1983 г. он проводит последнюю и самую полную ретроспективную выставку в Мадриде и пишет последнюю картину.
Живет Сальвадор в Пуболь уединенно. В 1984 г. в замке случается пожар. Пожилой художник стал задыхаться от дыма. Немой и беспомощный, он не смог вовремя позвать на помощь и получил сильные ожоги. Но остался жив.
Спустя 5 лет после пожара его госпитализируют в больницу в Фигерасе с диагнозом сердечная недостаточность. 23 января 1989 г. Дали умер.
Дали в старости
1962−1963 года — ДНК
Сальвадор Дали дружил с ученым Северо Очуа, от которого узнавал все последние новости из области науки. Также Дали приятельствовал с Фрэнсисом Криком, Джеймсом Уотсоном и Морисом Уилкинсом, которым была присуждена Нобелевская премия по физиологии или медицине в 1962 году за открытие ДНК.
Getty Images
Северо Очуа
Это открытие повлияло на Сальвадора, отразилось в его стереоскопических произведениях, где он воспроизводит структуру гена. Это открытие также подкрепляет желание художника обрести бессмертие. Кроме портрета умершего брата, про который мы писали в начале, одной из самых интересных работ, созданных Дали под впечатлением от научного открытия, стала картина GALACIDALACIDESOXIRIBUNUCLEICACID (оммаж Крику и Уотсону): на ней Дали совмещает изображение структуры гена с ангелами — и снова науку с религией. Возможно, он верит, что секрет бессмертия в совмещении этих двух противоположных вещей.
#OnThisDay in 1953, Crick and Watson discovered of DNA. Dali pays homage in his 1963 «Galacidalacidesoxiribunucleicacid.» pic.twitter.com/GeGmVxNtqH
— The Dali Museum (@TheDali) February 28, 2017
Карьера Сальвадора Дали
Сальвадор Дали с детства знал, кем хочет быть. Его талант проявлялся с ранних лет. Уже в 14 лет состоялась первая выставка гения. Художник стал знаменитым благодаря полотнам в стиле сюрреализма. При этом часть жизни Дали посвятил написанию картин в жанре академизма. К этому его подтолкнуло творчество авторов эпохи Ренессанса. Картины так впечатлили Сальвадора, что он решил себя попробовать в новом стиле. Сальвадор Дали работал над художественными картинами, режиссером которых являлся знаменитый Альфред Хичкок. Вместе они сняли 3 фильма. Экстравагантный художник снялся в нескольких рекламных роликах. За это он получал высокий гонорар. Дали также снял фильм о Монголии. Художник показал экспедицию, во время которой съемочная группа искала галлюциногенные грибы. Картина получилась достаточно специфической. Осилить ее сможет не каждый. Сальвадору Дали удалось поработать и с известным модельером Кристианом Диором. Художник помогал в разработке броских нарядов для новой коллекции.
1970-е годы — назад к классике
Монсе Агер советует обратить внимание на последний период творчества Дали, когда художник обращается к классическому искусству — к Рафаэлю, Микеланджело, Веласкесу — и задумывается над такими темами, как болезнь и неминуемая смерть. В «Рафаэлевской галлюцинации» 1979 года зритель видит сначала фигуру женщины, несущей на голове кувшин, потом начинают раскрываться остальные образы: слева виднеется мост, дальше появляются деревья, облака, линия горизонта — все прописано по текстуре дерева. Так Дали учит смотреть нас на его работы внимательнее. Хочется сказать: «Совы не то, чем кажутся».
Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
История из жизни Сальвадора Дали. Зарисовки из детства
Для того чтобы понять живопись Сальвадора Дали (Salvador Dalí), желательно «выключить» разум и попытаться воспринять творчество художника эмоциями. А для того чтобы понять самого Сальвадора, разум вообще желательно не «включать»: нужно перестать оценивать поступки Дали с точки зрения общепринятой морали, потому что его жизнь так же сюрреалистична, как и творчество.
В автобиографии «Необыкновенные признания Сальвадора Дали» он написал: «Клоун на самом деле не я, а наше страшно циничное и бесчувственное общество, так наивно играющее в серьезность, что это помогает ему наилучшим способом скрывать собственное безумие. А мое отличие от сумасшедшего в том, что я-то не сумасшедший». Он на самом деле не был сумасшедшим, но играл эту роль всю свою жизнь. Иногда, правда, Дали переигрывал, что приводило к непоправимым последствиям, например, к полному разрыву с отцом.
Жизненные обстоятельства сложились так, что Сальвадор Дали родился дважды. Первый Сальвадор умер в возрасте 22 месяцев. Затем родился тот, кого мы знаем. Родители очень страдали о потерянном первенце, и в семье был культ умершего ребенка. Висели его костюмчики, лежали игрушки. Маленького Дали часто водили на кладбище, где показывали могилку Сальвадора I и говорили: «Смотри, Сальвадор, вот здесь похоронен Сальвадор».
И Сальвадор II не мог понять, жив он или мертв, поэтому постоянно проверял себя и окружающих на реальность. Все это усугублялось тем, что мальчику снились сны. Иногда это были кошмары, иногда − невероятная фантасмагория, но всегда яркие видения, о которых он рассказывал взрослым. Они слушали его рассказы, но не придавали им значения.
Не нравилось Сальвадору-младшему, что в доме появилась его маленькая сестра. Иногда, если никого не было вокруг, он нападал на нее и бил, а когда у нее появлялась кровь, сразу же отставал. Когда его спрашивали, зачем он это делает, он отвечал, что просто хотел проверить, настоящая ли она.
Внимание! Это то, за что боролся Сальвадор Дали всю свою сознательную жизнь!
Частенько он инсценировал свою болезнь: писался в кровать, затем начинал кашлять. Вызывали доктора, который часами возился с мальчиком, проверял его ротик, носик, ставил градусник, щупал животик, но все было нормально, и доктор уходил. А маленький проказник вскакивал и отправлялся гулять.
Папе мальчика, которого тоже звали Сальвадором Дали, поведение сына совсем не нравилось. И он мог вынуть ремень из брюк, всыпать своему отпрыску по первое число, а потом запереть в темном чулане. Весь дом в течение долгого времени слушал истерические завывания Сальвадора-младшего. Однажды он нарисовал своего папу в виде людоеда, а себя с котлетой на голове, сидящим у него на руках. Он думал, что папа съест котлету, а его не заметит.
Да, отношения с отцом у него не складывались с самого детства. Но на самом деле Сальвадор-старший хотел воспитать сына как мужчину и кормильца семьи и считал своим долгом дать ребенку хорошее образование. Сам он относился к почтенным и уважаемым гражданам Фигераса: был нотариусом с довольно успешным бизнесом. Семья ни в чем не нуждалась.
Семья Дали: няня, мать и отец художника, тётя Катерина, сестра Анна-Мария и бабушка Анна. Кадакас, 1910
Может быть, сын мстил отцу за маму? Дело в том, что в этой семье у взрослых были странные отношения. Папа Сальвадор был женат на маме Фелипе, но любил ее младшую сестру Катерину, которая тоже жила в их доме. И это практически не скрывалось. Отношения папы и мамы были довольно натянутыми. Поэтому то, что запрещал папа, разрешала мама, и маленький проказник чувствовал свою полную безнаказанность. Фелипе прощала ему все выходки и была для мальчика сущим ангелом. Она наряжала его в костюмчики с золотыми пуговками и потакала всем его прихотям. Она будила его по утрам одним и тем же вопросом: «Милый, чего ты хочешь?»
Сальвадор-младший вырос абсолютно не приспособленным к жизни. К шести годам не умел завязать себе шнурки на ботинках, не мог дойти до булочной и обратно: он все время шел не в ту сторону, и взрослым приходилось его разыскивать. Зато он с большим удовольствием наряжался в костюм короля с мантией и произносил торжественные речи, стоя на балконе. Соседские мальчишки смеялись над ним, но ему нравилось, что он собирает толпу зевак под балконом.
Однажды семья Дали была в гостях у одного художника. И маленький Сальвадор, гуляя по саду, сорвал горсть вишен, а потом увидел мольберт и краски, разложенные рядом. Ярко-красные ягоды так впечатлили его, что он нарисовал их на двери сарая так красиво, что художник заявил родителям: мальчик очень талантлив, и его надо учить. Но маленький Сальвадор тут же ответил, что учить его ничему не надо, он уже и так все умеет.
Настало время для получения знаний. Мама, конечно же, хотела отдать его в заведение для обеспеченных детей, но папа отдал его в обыкновенную школу, где обучались дети рыбаков. Он очень хотел, чтобы мальчика научили жизни и «пообломали рога». Но, на удивление, дети его не обижали, потому что в первый же день он разрешил им срезать все золотые пуговицы с костюмчика и позолоченные пряжки с туфель. Увидев такую щедрость, мальчишки приняли немного странного товарища в свою компанию.
Перед школой Сальвадор-младший умел неплохо читать и немного писать. Но после окончания первого класса он напрочь забыл, как это делается. «Практически необучаемый», − констатировали преподаватели.
Пришлось родителям переводить его в другую школу, для обеспеченных детей. Однажды на уроке каллиграфии ученикам выдали очень красивую бумагу, Сальвадор вдруг схватил ее и стал очень быстро что-то писать. Когда учителя посмотрели, то очень удивились: текст был написан идеально каллиграфическим почерком.
В школе, где учился Сальвадор Дали, выход на улицу был через площадку вроде балкона, далее справа и слева были лестницы. Как-то Сальвадор вышел на этот балкон и решил не спускаться с лестницы, а прыгнуть вниз с балкона. Он перелез через перила, и все замерли, глядя на него. Он, к всеобщему ужасу, сиганул вниз. Все кинулись к нему: кто-то бинтовал его голову, кто-то проверял, не сломаны ли ноги, кто-то пытался поднять с земли. Потом все провожали его домой под руки. Это был настоящий триумф. Теперь он каждый раз так выходил из школы. Но однажды, стоя на балконе, он понял, что все ждут его прыжка. Тогда он перелез обратно через перила и спустился по лестнице ногами. И опять все были удивлены его нелогичности.
У Сальвадора Дали было очень интересное отношение к деньгам. Он не мог различать достоинство купюр. Когда ему в трамвае говорили, что билет стоит пятьдесят, имея в виду мелкую монету пятьдесят сантимов, он давал пятьдесят песет, на эту сумму средняя семья могла питаться целую неделю. Папа хватался за голову и кричал, что его сын умрет под забором. Самое интересное, что этот «денежный дебилизм» наблюдался у Сальвадора Дали и во взрослой жизни − он мог, расплачиваясь за такси, дать стодолларовую купюру и забыть спросить сдачу. Поэтому все финансовые дела вела его жена Гала. И сам Сальвадор много раз говорил, что если бы не она, быть ему нищим оборванцем.
А в детстве Дали очень нравилось быть великим и сверху вниз смотреть на всех остальных. Он практиковал обмен своих карманных денег. Забирался на парту и объявлял, что сегодня меняет монету в два сантима на монету в один сантим. Это очень нравилось одноклассникам, и к нему протягивалось два десятка рук. А Сальвадор наслаждался вниманием окружающих. Не спеша и с достоинством короля он менял монетки.
Сестра Дали, Анна-Мария, считала все эти истории вымыслом и в книге «Сальвадор Дали глазами сестры» представила нам образ спокойного юноши, любящего свою семью, друзей и живопись. Одаренного, но ординарного − настоящего, по ее мнению. Сестра считала, что, увлекшись Галой, Сальвадор стал одержим не творчеством, а деньгами, стал ценить не отношения, а производимое впечатление, и надел «маску Дали»
Так ли это — судить сложно, ведь Анна Мария — прежде всего женщина, и ею могла руководить не боль по утраченной духовности брата, а банальная ревность.
Ни один художник ХХ века не сочетал в себе столько противоречий. С одной стороны, большая часть жизни Сальвадора Дали − это лишь вымысел, миф, созданный самим художником, с другой − его работы по праву занимают важное место в истории мирового искусства. До сих пор непонятно, зачем Дали пытался предстать в образе эгоистичного эксцентрика: то ли от скуки, то ли ради рекламы, то ли во имя высокой художественной идеи.
Он очень хотел, чтобы мы с вами читали его книги и думали, что он сюрреалист до мозга костей. Он хотел приковывать наше внимание к своей персоне. Он хотел, чтобы мы увидели самодостаточность гения, заставившего мир вращаться вокруг себя.
У него получилось.
Изобретения Сальвадора Дали
Именно Сальвадор Дали создал логотип конфет «Чупа-Чупс». Основатель бренда хотел получить этикетку, которая была бы запоминающейся. Дали менее чем за 60 минут набросал макет, который понравился хозяину компании. Автор так любил эти леденцы, что отказался брать за свой труд вознаграждение. Вместо этого он попросил до конца жизни обеспечивать его конфетами бесплатно. Художник придумал накладные ногти, которые в наши дни очень популярны. Изначально они имели зеркальную поверхность. Обладательницы ногтей могли смотреться в них и видеть свое отражение. Дали придумал оригинальное транспортное средство, которое представляло собой прозрачный шар с сиденьем внутри. Оно получило название – «овоисипед». Транспортное средство вмещает только одного человека.
Еще немного интересных фактов о Сальвадоре Дали
Художник имел забавную привычку. Он часто засыпал сидя. Чтобы проснуться, Дали брал предварительно в руки ключ. Запястье художника было размещено над миской из металла. Когда он засыпал пальцы невольно разжимались. В результате ключ с грохотом падал в миску, а сам художник резко просыпался. Такое экстремальное пробуждение давало автору вдохновение. Дали любил эпатировать окружающих. На одну из выставок в Лондоне он пришел в костюме водолаза. Не успели зрители удивиться, как художник неожиданно начал задыхаться. Окружающие бросились экстренно спасать звезду и извлекать его из странного наряда. Однако это оказалось не так-то просто. Люди сбивали закручивающиеся элементы кувалдой, которая по стечению обстоятельств оказалась в свободном доступе. Во время путешествия в Америку художник гулял по улицам в длинным багетом, размер которого составил 200 сантиметров. Окружающие были в недоумении. Сам Дали же оказался удовлетворен произведенным эффектом. Усы художник отрастил под влиянием Диего Веласкеса. Он носил их всю последующую жизнь. Мастер знал несколько языков: каталонский, испанский, французский, английский. Чтобы поставить человека в тупик он иногда начинал составлять предложения из слов из разных языков. В результате собеседник не понимал художника. Самый большой кратер на Меркурии носит имя художника. Также в честь него названа пустыня в Боливии. Сальвадор Дали в последние годы жизни подписывал своим именем чистые листы. Точное их количество не знает никто. Поэтому арт-директоры отказываются выставлять малоизвестные работы автора, так как они могут попросту оказаться подделкой. Дали всю жизнь был бунтарем и чудаком. Об этом говорит его творчество и отношения с окружающим миром.