«Шурик, водку будешь?»: роковая роль приблизила смерть Александра Демьяненко

Просмотры: 617

Александр Демьяненко был родом со Свердловска. Он появился на свет 30 мая 1937 г. С детства увлекался театром, занимаясь в драматическом кружке. После школы, естественно, пытался попасть в театральное училище. Благо, как раз приемная комиссия школы-студии МХАТ

приехала в Свердловск. Но Александр в тот раз не смог пройти отбор.

Тогда юноша поступил в Свердловский юридический институт. Но юриста из него не вышло. Через год Демьяненко вновь решил осуществить свою мечту. На сей раз он отправился в столицу.

В Москве ему удалось сдать экзамены сразу в 2 учебных заведения – в ГИТИС

и Щукинское . Демьяненко выбрал учебу в ГИТИСе.

image “Операция «Ы» и другие приключения Шурика” 1965 г.

Детство и юность

Демьяненко Александр Сергеевич родился в уральском городе Свердловске в интеллигентной творческой семье. Дата рождения 30 мая 1937 года. По национальности он русский. Мама, Галина Васильевна Демьяненко, работала бухгалтером. После рождения сына, очень скоро, осталась с маленьким Сашей одна, потому что отец ушёл из семьи.

Отец, Сергей Петрович, был творческим, увлекающимся человеком. Выпускник ГИТИСа, актёр известной театральной агитационной группы «Синяя блуза», выступавшей в 20-х годах прошлого столетия, он служил в свердловском оперном театре и преподавал актёрское мастерство в филармонии. У него было много поклонниц, к одной из них он и ушёл, когда сын был ещё совсем малыш.

Несмотря на это, Александр Демьяненко считал, что у него было счастливые детство и семья.

Прожив несколько лет с другой женщиной и родив с ней двоих дочерей, Сергей Петрович понял, что всё ещё очень любит свою первую жену и сделал всё, чтобы вернуться к ней. Галина Васильевна простила мужа, семья воссоединилась и в ней появились ещё две девочки.

Дети артиста поддерживали дружеские отношения. Немалую роль в этом сыграли взрослые, которые примирились и создали вокруг детей нормальную родственную обстановку.

Сводный брат Александра Демьяненко, Владимир Сергеевич, тоже посвятил себя творчеству, стал пианистом и народным артистом РСФСР, работал с Ю.А.Башметом.

Отец сильно повлиял на увлечения сына, занимался с ним. Первые сценические шаги юный Саша Демьяненко сделал ещё в детстве, в самодеятельном театре при свердловском Дворце культуры под руководством отца. А ещё мальчик посещал музыкальную школу и учился игре на фортепиано. Говорят, Александр Демьяненко красиво пел низким бархатным голосом. К сожалению, зрители этого так и не услышали…

Александр часто бывал на премьерах спектаклей, отец старался передать сыну любовь к искусству. У него получилось. С детства мальчик мечтал стать артистом и играть на сцене и в кино.

image

Учёба актёра

Первая попытка поступить в театральное была неудачной. Казалось бы, обстоятельства сложились как нельзя лучше: Александр окончил школу, и в Свердловск приехала приёмная комиссия из МХАТа. Но молодой человек так переволновался, что не смог совладать с голосом и отбор не прошёл.

Александр расстроился, попытался даже поспорить с судьбой и поступил в свердловский государственный университет на факультет юриспруденции. Учился он там недолго. Уже следующим летом в компании закадычных друзей направился в Москву исполнять свою давнюю мечту.

На творческих экзаменах Демьяненко декламировал стихотворение Я.Смелякова «Хорошая девочка Лида». На этот раз он прошёл по конкурсу сразу в два учебных заведения. «Остаюсь в ГИТИСе», отправил домой телеграмму будущий студент.

Учёба давалась Александру неровно. То, казалось бы, всё было хорошо. То он мог сорваться с занятий и улететь домой, туда, где родился, где семья и друзья, или в Ленинград, к любимой девушке — бывшей однокласснице Марине Скляровой. К тому же, он рано начал сниматься в кино. А это серьёзная нагрузка для учащегося студента.

Справедливости ради, необходимо отметить, что строгие преподаватели ГИТИСа видели в молодом студенте талантливого актёра и шли на некоторые послабления: например, строго без пропусков от него требовалось посещать только занятия по актёрскому мастерству.

Фильмография

Первую роль в кино Александр Демьяненко сыграл будучи студентом второго курса. Это была роль Мити в кинокартине А.Алого и В.Наумова «Ветер». Александру нужно было создать образ романтичного и самоотверженного молодого человека, способного на подвиг, комсомольца.

Фильм завершал «комсомольскую» трилогию, за двумя первыми картинами: «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин».

В 1959 году выпускник театрального ВУЗа, актёр А.Демьяненко поступил на службу в московский Театр им. В.Маяковского.

Его первые шаги в кино сразу стали знаковыми — он сыграл в фильмах «Всё начинается с дороги», «Карьера Димы Горина» и «Мир входящему».

Если до этого главный герой кинофильмов был достаточно предсказуем в своей готовности к свершениям, то теперь режиссёры и актёр создали новый образ современного, по тем временам, героя. Интеллигентный, умный, воспитанный, этот парень, наверняка ходил на литературные встречи в политехническом, читал самиздат, и носил модные брюки. При этом герой Демьяненко был готов на поступки, требующие мужества и силы воли.

Александр очень совпал со своим актёрским образом и амплуа закрепилось за ним.

Прослужив в московском театре три года, Александр Сергеевич принимает решение переехать в северную столицу. Его пригласили в Ленфильм и предложили собственную квартиру. К тому же, в Ленинграде жила его любовь со школьной скамьи, Марина Склярова.

Первая же роль, теперь уже актёра Ленфильма, в картине «Порожний рейс» принесла Александру Демьяненко серьёзный успех и приз на московском кинофестивале.

Но фильмом его жизни стала кинокомедия про Шурика, снятая Леонидом Гайдаем в 1964 году.

Изначально главного героя должны были звать Эдиком или Вадиком, а фильм называться «Несерьёзные истории». Но в процессе съёмок, как вспоминал сам режиссёр, он увидел в актёре Александре Демьяненко себя в молодости — эксцентричного, шутливого. Так Эдик стал Шуриком, а название фильма пришло само собой.

Как и его режиссёр, актёр Демьяненко не был душой компании. В жизни эти люди не любили шумного общения и повышенного внимания. Это роднило их ещё больше. А вот с коллегами по кадру — весёлой троицей «Вицин-Моргунов-Никулин», у Александра Демьяненко личной дружбы не сложилось: сказалась разница в возрасте и в подходе к вопросам профессии.

С одной стороны. Л.Гайдай известен как требовательный режиссёр, с другой он дал своим актёрам свободу импровизировать, это касалось и Демьяненко. Актёр рассказывал потом, что ему особо не приходилось вживаться в роль, играть, он во многом был тем самым Шуриком.

Единственной неприятностью, которую вспоминал Александр Сергеевич, была необходимость осветлять волосы. Актёр был жгучим брюнетом, а его персонаж блондином. Приходилось терпеть процедуры по осветлению волос, после которых на коже оставались волдыри.

Комедия вышла на экраны в 1965 году и сразу шагнула в историю отечественного кинематографа, побив все возможные рекорды: её посмотрели более 69-ти миллионов человек, т.е. четверть населения страны!

Воодушевлённый успехом, и «по многочисленным просьбам трудящихся», Л.Гайдай снимает продолжение приключений интеллигента, теперь в горах, и называет картину «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика». Этот фильм посмотрели более 76 миллионов зрителей!

Слава просто обрушилась на актёров, снимавшихся в кинокартине. Невозможно стало жить нормальной жизнью, выйти на улицу, заниматься обычными житейскими делами. Стоило артистам переступить порог родного дома, их сразу обступали люди, куда-то звали, приглашали, просили автограф. Такая любовь зрителей могла быть приятной, если бы не была такой назойливой, а иногда даже фамильярной. Александра Сергеевича, где бы он ни появлялся, называли «Шуриком», предлагали выпить, считали возможным вести себя как давние приятели, хлопая по плечу.

Александр замкнулся ещё больше; с тех пор любимым средством передвижения стал автомобиль, внутри которого ему не приходилось делить пространство с другими людьми.

Когда вышла последняя неофициальная часть трилогии про Шурика «Иван Васильевич меняет профессию», Александру Демьяненко было всего лишь тридцать пять лет. Казалось, что впереди ещё много интересных и разноплановых ролей, ведь актёру не надо было доказывать свои талант и умение. Но вышло по-другому. Самая яркая роль актёра стала его проклятием. Режиссёры видели во взрослом человеке, с его глубоким внутренним миром, юного бесхитростного Шурика, и не приглашали Александра Сергеевича на роли, соответствующие его возрасту и мироощущению. Все так и объясняли: «Я буду снимать про врача, а зрители увидят Шурика».

И всё же актёр снимался, работал. Он сыграл серьёзные роли в фильмах «Угрюм-река», «Зелёный фургон», «Учитель пения» и расстраивался, что за образом Шурика, зрители не замечали других, очень убедительных, ролей артиста.

За свою творческую карьеру Александр Сергеевич Демьяненко сыграл роли в 113 кинофильмах. Многие из них составляют Золотой фонд российского кинематографа.

image

Фильмы, в главной роли которых снимался актёр А.Демьяненко:

  • 1961 «Карьера Димы Горина», «Взрослые дети», «Мир входящему»
  • 1962 «Порожний рейс»
  • 1963 «Каин XVIII»
  • 1963 «Сотрудник ЧК»
  • 1964 «Государственный преступник»
  • 1965 «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
  • 1965 «Сколько лет, сколько зим!»
  • 1966 «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • 1969 «Рокировка в длинную сторону»
  • 1970 «Мой добрый папа»
  • 1970 «На даче»
  • 1973 «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1973 «Умные вещи»
  • 1977 «Журавль в небе»
  • 1978 «По улицам комод водили…»
  • 1982 «Семь крестиков в записной книжке»
  • 1996 «Кафе «Клубничка»»
  • 1998 «Содержанка»

Александр Демьяненко: до и после Шурика

Автор Андрей Михайлов

11.06.2003 13:45

Мир » Европа

После фантастического успеха кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» у Александра Демьяненко не осталось собственного имени. До конца дней его звали Шуриком. Актер страшно раздражался, злился, но со временем махнул рукой. «Если люди при виде меня вспоминают любимые фильмы и улыбаются — значит, чуточку улучшают свое настроение», — говорил он в канун своего шестидесятилетия.

До

Нет, на Шурика Александр Демьяненко не был похож совсем. Седой, немногословный человек в затемненных очках мало чем напоминал энергичного студента-блондина из далеких 60-х. Шуриком его называли по старой памяти, по-товарищески, по-родному, как до старости обращаются к близким друзьям и соседям. А Демьяненко так и не успел побыть стариком. Он умер в шестьдесят два — остановилось сердце, недотянув до операции всего лишь несколько дней. А через полгода в возрасте девяноста одного года ушел из жизни его отец.

Сергея Петровича Демьяненко в Свердловске знали многие, если не все. Выпускник ГИТИСа, он приехал сюда в конце 20-х, после нескольких лет работы в знаменитой «Синей блузе». Сначала состоял в труппе оперного театра, затем преподавал актерское мастерство в консерватории и почти до конца дней работал массовиком-затейником. Запросто мог организовать шоу с любым количеством людей — от десяти человек до целой площади.

В него постоянно влюблялись женщины. И он не мог не ответить взаимностью. После рождения старшего сына, Саши, Сергей Петрович женился во второй раз. В этом браке родились сын Володя и дочь Надя. (Владимир сейчас работает импресарио у всемирно известного музыканта Юрия Башмета.) Спустя время отец вернулся в первую семью, и у Саши родились две родные сестры — Наталья и Татьяна. Все пятеро детей Сергея Петровича подружились и пронесли родственную любовь через всю жизнь.

Однако отец вновь не усидел и создал третью семью. С Зоей Павловной он прожил до конца жизни. Александр Сергеевич по-хорошему завидовал энергии отца, его фантастическому ощущению радости жизни. Сам он был совсем иным человеком. От отца Саша унаследовал лишь безграничную любовь к театру.

В Свердловске он начал посещать кружок художественной самодеятельности при Дворце культуры, где довольно успешно справлялся с самыми разными ролями. А в шестнадцать лет предстал перед комиссией Школы-студии МХАТ, которая приехала за молодыми талантами на Урал, да так разволновался, что завалил экзамен. Однако мхатовцы посоветовали молодому человеку поехать в Москву и попробоваться там. Александр задумался и… подал документы в Свердловский юридический институт. Но проучился там всего полгода. Постоянно бегал в кино, пустив учебу на самотек. В результате к первой же сессии его не допустили, зато юноша окончательно понял, что эта профессия не для него. Его вновь потянуло на сцену.

В Москву из Свердловска отправился целый десант бывших драмкружковцев. И вскоре домой полетела Сашина телеграмма: «Победа! Принят ГИТИС и Щукинское. Остаюсь ГИТИСе».

Студентом Александр Демьяненко был не самым лучшим. Учился-то он хорошо, да только много прогуливал. Посреди занятия мог поднять руку: «Можно выйти?» Выходил и уезжал в Свердловск. У него одного пропусков было в несколько раз больше, чем у всего курса. Но Демьяненко всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех: «Саша, приходи хотя бы на мастерство».

А на третьем курсе в жизнь Александра Демьяненко ворвалось кино. Режиссеры Алов и Наумов пригласили его на одну из главных ролей в картину «Ветер». Студенту предстояло сыграть гимназиста Митю — застенчивого интеллигента, попавшего в бурный поток Гражданской войны. Может быть, потому, что сама картина была чересчур пафосной, громкой, эмоциональной, образ тихого, застенчивого подростка как раз и привлек внимание. В финале Митя погибал, совершая подвиг. И в дальнейшем эту тему — раскрытия героического начала во внешне негероическом человеке — стали эксплуатировать. Вышли фильмы «Все начинается с дороги», «Мир входящему» и «Карьера Димы Горина». Эти работы кинокритики назвали актерской победой, новым шагом к мастерству.

В те же годы происходит перелом в личной жизни Александра Демьяненко. Окончив ГИТИС и довольно успешно сыграв в дипломном спектакле «Тартюф» эпизодическую роль судебного пристава, актер был приглашен Андреем Гончаровым в Московский театр имени Маяковского. Но серьезных ролей на сцене он так и не получил. Да еще в столице у Александра не было жилья, а он тогда только что женился. Его избранницей стала подруга юности, с которой он познакомился еще в свердловском драмкружке. Так что по углам они мыкались вдвоем.

Зато на актера положили глаз на «Ленфильме», и директор студии Киселев предложил ему переехать в Ленинград. Более того, ему тут же выделили квартиру и предложили главную роль в «Порожнем рейсе». Так в 1961 году Александр Демьяненко навсегда переехал в Северную столицу.

В начале 60-х он стал одним из самых любимых актеров отечественного кино. О нем писали газеты и журналы, в киосках продавались его фотографии. За короткое время он сыграл в фильмах «Государственный преступник», «Сотрудник ЧК», «Взрослые дети», «Каин XVIII». А в 1965 году появился новый герой — Шурик.

Шурик

Сценарий Якова Костюковского и Мориса Слободского назывался «Несерьезные истории», а главным героем приключений был студент Владик Арьков. 1 июня 1964 года начались фото- и кинопробы актеров на главные роли. Среди тех,кто мог бы сыграть Владика, значились Александр Леньков, Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Владимир Коренев, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Алексей Эйбоженко, Александр Збруев, Андрей Миронов. Но ни один из кандидатов не устроил Леонида Гайдая. Когда режиссер уже начал впадать в отчаяние, кто-то из группы посоветовал: «В Питере работает прекрасный актер Александр Демьяненко. Он же вылитый Владик!»

Недолго думая, Леонид Иович сел в «Красную стрелу» и отправился в город на Неве. Он лично познакомился с актером и убедился, что снимать надо именно его. Вскоре было решено, что главного героя будут звать Шуриком, и уже 30 июля 1964 года Александр Демьяненко впервые вышел на съемочную площадку в роли неунывающего студента.

Гайдаю хотелось создать настолько светлый образ, что актера даже перекрасили в блондина. Впоследствии Александр Сергеевич с ужасом вспоминал, что в течение двух лет красили его беспощадно, безобразно, до волдырей на коже — краски в то время были жуткие. Хорошо еще, что, несмотря на все эксперименты, он не облысел.

Имя Шурик стало нарицательным. Этот персонаж не был покорителем вершин, а в схватки вступал скорее по наивности, чем из природной доблести. Но герой обладал несомненной смекалкой, а от своих успехов сам приходил в изумление и восторг. Шурику аплодировали, как когда-то Чарли Чаплину.

Теперь актеру невозможно было выйти на улицу. Его узнавали, хлопали по плечу, сразу переходили на «ты», норовили поправить очки, дернуть за ухо. Человек по природе скромный и неразговорчивый, Демьяненко ненавидел и презирал бесцеремонную фамильярность. Но остановить эту волну было уже невозможно.

После «Кавказской пленницы…» в жизни Александра Демьяненко начался новый период. Он вдруг выпал из обоймы снимаемых актеров. Не то чтобы выпал совсем, но главных ролей ему больше никто не предлагал. Как это часто случалось в советском кино, режиссеры испугались узнаваемости: а вдруг все видят в нем только Шурика? а вдруг фильм воспримут как комедию? а вдруг он уже заштамповался и ничего не сможет сыграть?

После

Возникла чудовищная пауза. Телефон молчал, тишина сводила с ума. Александр Сергеевич начал выпивать. Отдушиной для актера стал дубляж. Его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт, Роберт Де Ниро. А Донатаса Баниониса он озвучивал чуть ли не во всех советских фильмах.

Он и со своей второй женой, Людмилой, познакомился «за кадром». Бывшая актриса, она пришла на «Ленфильм» режиссером дубляжа. В 1976 году Демьяненко переехал жить к ней. У Людмилы Акимовны это тоже был второй брак, от первого она воспитывала дочь Лику, ставшую впоследствии известной актрисой. За плечами Анжелики Неволиной роли в фильмах «Парад планет», «Сентиментальное путешествие на картошку», «Счастливые дни», «Собачье сердце». Она — ведущая актриса Петербургского малого драматического театра под руководством Льва Додина.

Александр Сергеевич обожал падчерицу. Они подолгу беседовали о профессии, и остановить их было невозможно. Часто, глядя на ее работу, он повторял: «Нет, я так не могу… я так не могу…»

В 80-е годы последней творческой победой Демьяненко в кино стала роль Шестакова в героико-приключенческой комедии «Зеленый фургон». Через десяток лет Александру Сергеевичу присвоили звание народного артиста России. Заслуженным он стал очень рано, а вот следующего звания ждать пришлось долгие годы. Сам актер не хлопотал, а за него никто и не ходатайствовал. Он никогда ничего не просил. Когда предлагали — отказывался. Оказавшись на гастролях в Тольятти, Демьяненко попал в центр внимания местных автомобильных боссов. Те стали активно предлагать ему в подарок любую машину, на что актер ответил категоричным отказом.

Настало время, когда актер начал тосковать по сцене. С подсказки Игоря Дмитриева режиссер Юрий Аксенов пригласил Демьяненко в Театр комедии на спектакль «Уикенд с убийством». Но вскоре пришла новый главреж Татьяна Казакова, в планы которой артист Демьяненко не входил. Несколько лет он просидел без работы, а в 1995 году актера пригласил Юрий Томашевский в свой театр «Приют комедиантов». Там в дуэте с Зинаидой Шарко он играл в спектакле «Владимирская площадь». Постановка имела шумный успех. По роли Демьяненко произносил монолог короля Лира, и Томашевский, почувствовав диапазон возможностей артиста, сразу же пригласил его на роль Креона в «Антигоне» Ануя. Над спектаклем работали два года и выпустили аккурат к шестидесятилетию Демьяненко.

Это была великолепная работа. Актер даже королевские одежды «носил по-королевски», как подметил в одном из интервью постановщик. И мало кто догадывался, что Александр Сергеевич тяжело болен, что он перенес операцию на глазах, что у него очень слабое сердце…

В конце жизни судьба преподнесла ему сериал «Клубничка». Каждый день снималась новая серия. Актер жил в Москве: сначала — в гостинице, затем — в съемной квартире. Целый год приезжал домой лишь на выходные, а вечерами играл в «Приюте комедианта». И никогда не устраивал истерик, ни разу не сорвал работу группы. Лишь попросил поставить ему за декорациями диванчик. «Диван имени дяди Саши», как в шутку называли его молодые актеры.

На съемках «Клубнички» у Александра Сергеевича произошло отслоение сетчатки. Правый глаз перестал видеть. В Москве актеру сделали операцию — это был первый в его жизни наркоз, и Александр Сергеевич перенес его довольно тяжело. Вся эта ситуация как-то подкосила Демьяненко, проявились скрытые болячки. Врачи сказали — язва. Когда стало совсем тяжело, выяснилось, что никакой язвы нет, что это уже второй инфаркт. А он и о первом не подозревал.

Ему нужна была срочная операция, но слово «шунтирование» при нем даже боялись произносить. Александр Сергеевич не верил, что все так плохо. А может, не хотел обременять близких, не хотел тратить деньги. Он очень любил свою семью.

Летом 1999 года стояла страшная жара. Александр Сергеевич по настоянию врачей готовился к коронарографии, оттягивать которую уже было нельзя. Операцию назначили на 1 сентября, когда все врачи вернутся из отпусков и станет немного прохладнее. Не успели. 22 августа Александр Демьяненко умер…

На похороны актера пришли сотни людей. Хорошие, добрые слова о нем говорили тихо и спокойно. А после похорон он приснился Лике. В красном плаще и в прекрасном настроении. На все вопросы весело ответил: «У меня все замечательно! Я встретился со своим дедушкой, и у нас тут всё в персидских коврах!..»

Сергей Капков, ТВ-Парк

Темы школа тольятти

Обсудить

Роли в театре

В 1984 году Александр Демьяненко ушёл с телевидения и поступил служить в Театр комедий имени Н.П.Акимова на Невском проспекте. Но в 1990 г. в театр пришла режиссёр Т.Казакова, прославившаяся фразой: «Шурики нам не нужны!»

Александр Сергеевич перешёл в петербургский «Приют комедианта», где служил до самого конца. Его участие в двух спектаклях этого театра: «Антигона» и «Владимирская площадь» стало событием сезона. Это были глубокие, характерные роли, а по словам зрителей, видевших игру актёра, он был достоин любой, самой великой сцены.

К сожалению, в конце своей жизни, Александру Демьяненко приходилось разъезжать по стране с антрепризами и творческими встречами. В этих встречах самым тяжёлым для артиста было слышать фамильярное обращение по имени экранного персонажа. «Хотите к Шурику? Идите к нему. Я вам не Шурик, я — Александр Демьяненко!» бывало резко реагировал актёр.

11 февраля 1991года был опубликован Указ правительства о присвоении Демьяненко А.С. звания народный артист РСФСР.

image

Линия жизни

30 мая 1937 г. Дата рождения Александра Сергеевича Демьяненко. 1954 г. Поступление в Свердловский юридический институт. 1955 г. Поступление в ГИТИС. 1958 г. Первая роль в киноленте «Ветер». 1959 г. Начало работы в Московском академическом театре имени Маяковского. 1962 г. Переезд в Ленинград и работа на «Ленфильме». 1965 г. Появление знаменитого Шурика из к/ф «Операция „Ы“». 1991 г. Награждение званием народного артиста РСФСР. 1996 г. Начало работы в Петербургском театре «Приют комедиантов». 22 августа 1999 г. Дата смерти Демьяненко. 26 августа 1999 г. Дата похорон Александра Демьяненко.

Озвучивание и дубляж

Актёра приглашали на киностудии для озвучивания персонажей иностранных и мультипликационных фильмов всегда. Но были такие года, когда эта работа становилась чуть ли не единственной. Многие даже не предполагают, сколько голливудских героев на самом деле говорят по-русски голосом Шурика из «Кавказской пленницы»…

Ещё в советских фильмах Александр Демьяненко озвучивал многих известных прибалтийских актёров: Донатаса Баниониса, Юозаса Будрайтиса, Регимантаса Адомайтиса.

Дубляж иностранных картин начался с Майкла Денисона в фильме «Как важно быть серьёзным» в период учёбы в ГИТИСе. А потом голосом Демьяненко заговорили Омар Шариф, Жан-Поль Бельмондо, Стив Бушеми, Роберт Де Ниро и многие другие.

В девяностые года актёр работал над озвучиванием персонажей в нескольких мультипликационных лентах. В «Геркулесе» его голосом говорит Зевс, а в «Мулане» император Китая.

Всего Александр Демьяненко озвучил 7 мультфильмов. Также он продублировал 31 фильм на русском языке и 41 иностранный фильм.

Актерская карьера Александра Демьяненко, фильмография

Комедия вышла на экраны в 1965-м году и сразу же стала любимой лентой миллионов советских граждан. Несколько лет спустя появилась и вторая часть популярной киноленты – «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика». В этот момент Александр Демьяненко окончательно утвердился в качество популярного и успешного киноактера. Режиссеры стали предлагать ему новые роли, однако ни одна из лент, вышедших в период с 1967-го по 1973-й, не стала столь популярна как фильмы про легендарного Шурика. Артист в своем творческом пути часто пересекался с такими коллегами как Наталья Варлей, Андрей Миронов,

В какой-то момент популярность Александра Демьяненко стала идти на спад, однако положение дел выправил новый фильм Леонида Гайдая. Вновь вернувшись к амплуа порядочного, но немного незадачливого интеллигента в картине «Иван Васильевич меняет профессию», Александр Сергеевич вновь приобрел всесоюзную популярность.

После выхода на экраны популярной советской комедии, актер часто снимался в кино, однако последующие его роли не принесли ему такой популярности и славы, как роли в легендарных лентах Гайдая.

В 1991-м году Александр Демьяненко получил звание Народного артиста РСФСР. Однако эта награда в какой-то мере ознаменовала конец его яркой карьеры. В девяностые годы актер снова начал часто играть в театре, а также работать над озвучиванием многих иностранных фильмов. Так, его голос можно услышать в таких голливудских фильмах как «Шоугёлз», «Воздушная тюрьма», «Враг государства», «Армагеддон», «Мой любимый марсианин» и многих других. Кроме того, актер также участвовал в работе над озвучиванием многих диснеевских мультфильмов, среди которых значатся такие известные ленты как «Принцесса-лебедь», «Геркулес», «Тарзан», «Мулан» и другие.

Памяти Александра Демьяненко

Личная жизнь, семья и дети актёра

Александр Сергеевич всячески оберегал свою личную жизнь от посторонних глаз. Имея такую огромную популярность, он не был светским, не был общительным и радушным. К тому же, перед глазами был опыт сложных семейных отношений отца, прививка от «звёздной болезни» и обожания поклонниц Александру была сделана в детстве.

В свердловском драмкружке он с шестого класса дружил с девочкой, Мариной Скляровой. Они мечтали о будущем, о большой сцене, успехе у зрителей. Марина тоже поступила в театральный ВУЗ, но в Ленинграде. Молодые люди встречались, писали друг другу письма, их любовь расцвела вопреки расстояниям и расставаниям.

Они поженились, когда им было по 20 лет. Марина постаралась оградить своего талантливого мужа от любых бытовых проблем. За всю долгую совместную жизнь они ни разу серьёзно не поссорились. Друзья семьи вспоминают, что Марина взяла на себя решение всех бытовых вопросов, от покупки дефицитных продуктов и одежды до вызова сантехника.

Решение не заводить детей было обоюдным. Потом бывшая жена актёра жалела об этом. Но было уже поздно. Прожив 16 лет в браке, без выяснения отношений, очень спокойно, Александр Сергеевич собрал чемодан и ушёл из семьи.

Марина Денисовна Склярова замуж больше не вышла и хранила любовь к бывшему мужу до конца своих дней…

Александр Демьяненко был уже довольно зрелым мужчиной и состоявшимся актёром, когда встретил на Ленфильме Людмилу Акимовну, которая работала режиссёром дубляжа, хотя тоже имела актёрское образование. Эта женщина, стала второй женой артиста. Сначала они долго присматривались, у Людмилы был неудачный опыт замужества, а актёр состоял в законном браке. Ему было на тот момент 37 лет, а ей исполнилось 35.

Они прожили вместе вне зарегистрированного брака 12 лет. Марина Склярова, бывшая жена актёра тяжело переживала расставание и Александр Сергеевич не хотел ещё раз травмировать её процедурой развода.

Когда он получил свидетельство о расторжении брака, тут же заключил новый с Людмилой.

С этой женщиной он прожил всю оставшуюся жизнь также в любви и спокойствии. В доме не принято было говорить на повышенных тонах. Супруги могли вместе заниматься делами по хозяйству, а пылесосил в квартире Александр Сергеевич. Перфекционист по натуре, он любил, чтобы в доме было чисто и красиво.

Они любили семейный отдых. Несмотря на то, что шикарные круизы были им материально недоступны, семья выбиралась в поездки на море. А незадолго до своего ухода из жизни, Александр Сергеевич купил дачу, на которой не было грядок. Там члены семьи отдыхали, собирали грибы прямо на участке, пили чай и слушали музыку.

Почему у пары не было детей — это тайна и личная жизнь семьи, в которую Демьяненко никого не пускали. У Людмилы была дочь от первого брака, Анжелика, с которой у Александра Сергеевича сложились прекрасные отношения. Он с уважением произносил слово «падчерица», вкладывая в него глубокий смысл взрослого ответственного человека.

Падчерица Александра Демьяненко выросла в обстановке доверия, любви к искусству и стала заслуженной артисткой Российской Федерации Анжеликой Неволиной.

Вторая жена Александра Демьяненко пережила его не надолго, ушла из жизни в 2005 году.

image

Знаменитая дочь известного актера

image

Как доказано уже жизненным опытом, не все дети стараются продолжить династию родителей в профессии, стараясь найти какую-то свою особую дорогу в жизни. А вот дочь известного и популярнейшего актера Александра Демьяненко, которого зрители больше помнят и любят как забавного Шурика, наоборот, решила продолжать дело своего великого отца.

image

Известно, что Анжелика в настоящее время уже имеет звание Заслуженной артистки, и миллионы поклонников. Ее жизнь сложилась удачно и счастливо, ведь рядом с нею всегда оказывались люди, которые не только ее любят, но и которым можно доверят и верить.

Цитрусовый пирог в виде огромного грейпфрута: рецепт летнего десерта

Дорогая ошибка: полицейский вернул мужчине деньги, которые выпали из банкомата

Калифорния, Новая Зелландия и другие любимые места ураганных ветров на планете

Последние годы жизни

Наступило время, когда у популярнейшего актёра почти не было предложений о работе. Несмотря на успех в театре, режиссёры не приглашали артиста «старой школы» в свои проекты.

Александр Сергеевич даже примирился со званием «Шурика». Он стал говорить, что если людям становится веселее и легче, когда они смотрят старые фильмы, значит он не зря работал и жил.

Он ездил на встречи со зрителями, которые раньше так не любил, потому что на них приходилось отвечать на очень личные вопросы, соглашался на эпизодические роли.

Когда его пригласили в многосерийный проект «Клубничка», он согласился. Съёмки происходили в Москве. Целый год Александр Сергеевич ездил из Санкт-Петербурга в Москву на съёмки, жил в гостинице или на съёмной квартире. На выходных он возвращался домой, но не отдыхать, а играть в спектаклях «Приюта комедиантов». И не было такого, чтобы он хоть раз пропустил представление!

Во время съёмок сериала артисту пришлось сделать офтальмологическую операцию из-за угрозы потери зрения. В правом глазу началась отслойка сетчатки. Операция проходила под общим наркозом, из которого Александр Сергеевич выходил с большим трудом.

Его здоровье постепенно ухудшалось. Окружающие замечали слабость, затруднённую походку. Появились разговоры про алкоголизм артиста. Пил или нет, лучше всех знали друзья и жена Александра Демьяненко. А они утверждали, что несмотря на то, что трезвенником артист не был, он всегда знал меру и не злоупотреблял спиртным.

Смерть и память об актёре

Плохое самочувствие актёр скрывал от всех, не хотел обращаться к врачам, не требовал особого внимания к себе и даже наоборот, избегал его.

Александр Сергеевич всё хуже себя чувствовал, он уже пил нитроглицерин перед выходом на сцену. Когда загрудинные боли стали нестерпимы, он обратился к врачам, которые заподозрили язву желудка. Проведённое обследование показало, что это был инфаркт, и при том уже второй! Первый артист перенёс «на ногах».

Необходимо было делать операцию на сердце. Актёр отшучивался, говорил, что «умрёт от страха до операции». Госпитализация была назначена на август.

Лето 1999 года выдалось на редкость жарким. Врачи решили перенести хирургическое вмешательство на пару недель, чтобы облегчить послеоперационный период. Александр Сергеевич плохо переносил жару, а ещё все помнили как недавно он страдал после наркоза.

Александр Демьяненко умер за день до спасительной операции. Причина смерти: отёк лёгкого на фоне хронической сердечной недостаточности. Ему было 62 года. Дата смерти 22 августа 1999 г.

Панихида проходила на «Ленфильме». Тысячи людей плача, провожали своего «Шурика». Все понимали, что другого такого актёра нет.

Похороны состоялись на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Многие знаменитые люди говорили проникновенные слова. Цветов было целое море.

Многие не знают где похоронен Шурик. Могила актёра расположена на тринадцатом участке. Памятник актёру лаконичный, аристократичный, без фотографии. Вероятно, так хотел сам Александр Сергеевич. Его жена распорядилась не помещать фото: актёр не любил назойливого внимания ещё при жизни. Людмила Акимовна прожила без любимого мужа 5 лет. Она похоронена рядом, на её памятнике тоже нет фотографии.

Александр Сергеевич Демьяненко (30.05.1937-22.08.1999),

Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР.

Действительно народный артист…

В 2020 году в Кургане именем Александра Демьяненко названа новая улица микрорайона Левашово.

Скульптурная группа, изображающая Шурика и Лиду установлена на улице Красной — центральной улице Краснодара.

Другая пара скульптур Лиды и Шурика размещена рядом с Рязанским государственным университетом.

Причины смерти Александра Демьяненко

Великий актер в конце жизни болел несколько лет, но чтобы не тревожить жену, скрывал свой диагноз: сердечную недостаточность. В 1996-м у него случилось отслоение сетчатки глаза, и артист наполовину ослеп. Он пережил первую сердечную операцию, а затем у него случился инфаркт, и Демьяненко стали готовить ко второй операции. Правда, он так ее и не дождался, умер через несколько дней в больнице. Причины смерти Александра Демьяненко – ишемия и обширный инфаркт.

image

Его смерть произошла 22 августа 1999 года, а через несколько дней состоялись похороны, на которые пришло очень много людей, любивших и почитавших актерский талант мужчины. Его могила расположена на Серафимовском клатбище.

Фото Александра Демьяненко

image

Молодой Александр Демьяненко.

image

С Натальей Варлей. Кадр из к/ф «Кавказская пленница».

image

А.С.Демьяненко в старости. Последние фото.

Фильмография: фильмы с участием Александра Демьяненко в главной роли

Когда актер учился в ГИТИСЕ, его первая роль была в фильме «Ветер», после которого он привлек внимание, как зрителей, так и режиссеров. Его сразу заметили, необычная внешность, новый образ и великолепная игра сделали свое дело. Его пригласили сняться в картине «Мир входящему», после которой его узнали не только в нашей стране, но и за границей. После Демьяненко проработал несколько лет в московском театре, но больше его захватывал мир кино, поэтому он переехал в Ленинград, где оставшуюся жизнь трудился на киностудии.

У него очень богатая фильмография, фильмы с участием Александра Демьяненко в главной роли не оставляют равнодушными никого. Такие картины, как «Кавказская пленница», «Новые приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию» зрители знают наизусть. Уже много лет каждый год публика смотрит, и каждый раз смеется, как-будто смотрит первый раз.

После комедийных ролей трудно было представить Демьяненко с серьезными ролями, однако картины «Порожний рейс», «Государственный преступник» зрители увидели совершенно другой образ, которому поверили с первых минут просмотра фильмов.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
г.Долгопрудный, Лихачевское шоссе 1к4.+7 (925) - 590 - 20 -88
Made on
Tilda