Детство и юность
Жан-Люк Годар родился в Париже 3 декабря 1930 года. Будущий режиссер был вторым из четверых детей. Отец мальчика, профессиональный врач, до этого успел пожить как во Франции, так и в Швейцарии. Мать происходила из старинной династии Моно, восходящей к женевскому протестантскому богослову Жану Моно. Через 3 года после рождения Жан-Люка отец нашел место в швейцарской клинике, и семья уехала из Франции. Начальное образование Годар получил в Ньоне.
Жан-Люк Годар
В молодости Жан-Люк увлекался спортом, особенно его привлекали футбол, баскетбол и катание на лыжах. Еще одним важным моментом детства и юности режиссера стал протестантизм – семья была верующей.
Переходный возраст проходил тяжело: Годар, несмотря на обеспеченность семьи, начал воровать. Привычка переросла в болезненную манию, и мальчик начал красть даже у родственников и друзей. Когда это вскрылось, Жан-Люку было 17 лет, и семья такое «увлечение» не одобрила.
Жан-Люк Годар в молодости
В 1946 году юноша уехал в Париж, где продолжил образование в лицее Буффон. Семейные связи помогли ему стать вхожим в элитные круги столицы Франции, а жил Годар в это время у писателя Жана Шлюмберже. Не сдав в 1948 году экзамен на степень бакалавра, Жан-Люк вернулся в Швейцарию, где вместе с родителями поселился в Лозанне.
В тот период старшая сестра научила юношу рисовать, и Годар с увлечением начал писать картины в абстрактном стиле. Через год юноша вернулся в Париж, где все же сумел получить степень бакалавра. В этот период биографии в его жизнь и вошло киноискусство. Новыми друзьями Годара стали молодые кинокритики, которые встречались в киноклубах.
Фильмы
Годар стал частью поколения, для которого кино имело особенное значение. По его словам, в 1950-е фильмы были столь же важны, как и хлеб, а его сверстники думали, что кино станет инструментом познания, подобно микроскопу или телескопу. Сначала Жан-Люк увлекся кинокритикой. Совместно с Морисом Шерером он даже основал журнал «Gazette du cinéma», выпустивший 5 номеров. В то время Годар не делал фильмы – он был зрителем, который писал о них и помогал их снимать.
Режиссер Жан-Люк Годар
Осенью 1952 года Жан-Люк покинул Францию и вернулся в Швейцарию, к маме – брак родителей к тому моменту распался. В этот период он подружился с любовником матери, работавшим на гидрокомплексе Клезон-Диксенс, и благодаря ему устроился туда строителем. Тогда же Годар задумал снять о гидрокомплексе документальный фильм. В 1954 году ленту «Операция бетон», снятую на 35-миллиметровую кинокамеру, купила управляющая компания, чтобы затем использовать в рекламных целях. После этого до 1960 года Годар снимал короткометражное кино.
В 1960-м Жан-Люк выпустил первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, ставший одной из картин «Новой волны» кинематографа. Лента сочетала в себе различные элементы актуальной в те годы культуры, в частности – жанровые особенности нуара.
Жан-Люк Годар на съемках фильма «На последнем дыхании»
С этого периода Годар начинает включать в фильмы отсылки к творчеству коллег. В «На последнем дыхании», например, можно заметить постер картины «Тем тяжелее падение» с Хамфри Богартом в главной роли. Также в ленте можно обнаружить визуальные цитаты из фильмов Ингмара Бергмана, Фрица Ланга и других режиссеров.
Еще один фильм Годара 1960-го, «Маленький солдат», сначала был запрещен к показу цензурой и увидел свет только в 1963 году. Ленту, жестко и правдиво рассказывающую о войне в Алжире, обвинили в чрезмерном детализировании сцен насилия. Однако есть предположения, что причиной запрета стало неприглядное отображения Франции и ее роли в Алжирской войне.
Фильм Жан-Люка Годара «Маленький солдат»
Главную женскую роль в «Маленьком солдате» исполнила начинающая франко-германская актриса Анна Карина. Неопытность девушки перед кинокамерами была использована режиссером для придания картине еще большей реалистичности. Совместная работа привела к тому, что к моменту окончания съемок между Жан-Люком и Анной начался роман.
В 1963 году Годар снял свой самый коммерчески успешный фильм – «Презрение», в котором главную роль исполнила главная звезда французского кино – Брижит Бардо. Картину признали вершиной модернизма в кинематографии. Следующий год для Жан-Люка ознаменовался выходом картины «Посторонние» (она же – «Банда аутсайдеров»), которую сам Годар в интервью охарактеризовал так:
«Алиса в Стране Чудес встречает Франца Кафку».
Фильм Жан-Люка Годара «Презрение» После этого, в 1965 году, режиссер снял «Альфавиль» — фантастическую нуарную дистопию, поднимающую вопросы тоталитарной власти и освещающую негативные стороны технократии.
На волне социальных изменений в мировом сообществе Жан-Люк Годар начал затрагивать в работах политическую тему. В 1967 году он снял фильм «Китаянка», который, не будучи самой известной картиной режиссера, считается одним из лучших в его фильмографии. Лента является вольной адаптацией романа Федора Михайловича Достоевского «Бесы» и пытается художественно переосмыслить учение Мао Цзэдуна.
Фильм Жан-Люка Годара «Китаянка»
К 1980-м, оставив политико-социальную тематику, Жан-Люк вернулся к нейтральному кинематографу и творчеству ради искусства. В этот период сняты такие картины, как «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть» и очередная экспериментальная экранизация шекспировского «Короля Лира».
За 10 лет – с 1988 по 1998 годы – Годар снял свой, пожалуй, наиболее объемный и монументальный труд: документальный сериал «История кино: только история».
Фильм Жан-Люка Годара «Наша музыка»
В 2004-м в искусство режиссера вновь вернулась социальная тема – Жан-Люк снял фильм «Наша музыка», посвященный арабо-израильскому конфликту и вообще теме современных войн. Стилистической особенностью картины является то, что она состоит из 3 частей, названных, как в «Божественной комедии», «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Причем «Рай» выглядит как побережье, которое неустанно патрулируют морпехи США.
Биография[ | ]
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Его отец, Поль Годар, был врачом[12] и имел собственную клинику, а мать, Одиль (в девичестве Моно́), была родом из семьи швейцарских банкиров, принадлежавших к известной французской протестантской фамилии, которую носили многие известные люди, включая нобелевского лауреата Жака Моно, композитора Жак-Луи Моно, натуралиста Теодора Моно и историка Габриэля Моно[13][14].
Когда Годару было 4 года, семья переехала в Швейцарию. Здесь, в Ньоне, он получил начальное образование, затем с 1946 года обучался в Париже, в Лицее Бюффона (фр.)русск.[15]. Однако в этот момент он увлёкся кино и предпринял первые попытки заняться литературным творчеством. В результате он провалил экзамен на степень бакалавра и вернулся домой в Швейцарию[16]. В 1949 году поступил в Сорбонну и некоторое время изучал там антропологию.
Кинокритика[ | ]
В Париже, в Латинском квартале незадолго до 1950 года, все более популярными становились киноклубы (кинематографические общества). Годар начал посещать эти клубы — Французскую Синематеку, Киноклуб Латинского квартала (CCQL), киноклуб «Работа и культура» и другие — он стал завсегдатаем этих клубов. Синематека была основана Анри Ланглуа и Жоржем Франжю в 1936 году; «Работа и культура» была образовательной рабочей группой, для которой Андре Базен организовывал показы фильмов и дискуссии в военное время, и которая стала образцом для киноклубов, которые выросли по всей Франции после освобождения от нацистов; CCQL, основанный примерно в 1947 или 1948 году, был возглавлен Эриком Ромером (Морисом Шерером).[17] В этих клубах он познакомился с другими синефилами, включая Жака Риветта, Клода Шаброля и Франсуа Трюффо.[18] Годар был частью поколения, для которого кино приобрело особое значение. Он сказал: «В 1950-х годах кино было так же важно, как хлеб, но это уже не так. Мы думали, что кино утвердит себя как инструмент познания, микроскоп… телескоп… в Синематеке я открыл для себя мир, о котором мне никто не говорил. Они рассказывали нам о Гете, но не о Дрейере… Мы смотрели немые фильмы в эпоху разговоров. Мы мечтали о кино. Мы были как христиане в катакомбах».[19]
Его первый шаг в кино начался в области критики. Наряду с Морисом Шерером (писавшим под известным псевдонимом Эрик Ромер) и Жаком Риветтом, он основал в 1950 недолговечный журнал Gazette du cinéma
, было опубликовано пять номеров.[9] Когда Базен основал в 1951 году журнал Cahiers du cinéma, Годар стал влиятельным редактором журнала . В январском номере 1952 года была опубликована его рецензия на американскую мелодраму режиссера Рудольфа Мате « Нет грустных песен для меня» . Его статья «Защита и иллюстрация классического декупажа», опубликованная в сентябре 1952 года, в которой он нападает на более раннюю статью Базена и защищает использование техники обратного выстрела, является одним из его самых ранних важных вкладов в критику кино.[9] Восхищаясь Отто Премингером и «величайшим американским художником — Говардом Хоуксом», Годар поднимает их резкие мелодрамы над более «формализованными и откровенно хитрыми фильмами Уэллса, Де Сика и Уайдлера, которые одобрял Базен».[20] В этот момент деятельность Годара не включала в себя создание фильмов. Он смотрел фильмы и писал о них, а также помогал другим снимать фильмы, в частности, Ромеру, с которым он работал над к/ф «Представление или Шарлотта и ее стейк » .[21]
Кинопроизводство[ | ]
Покинув Париж осенью 1952 года, Годар вернулся в Швейцарию и уехал жить к матери в Лозанну. Он подружился с любовником своей матери, Жан-Пьером Лаубшером, который работал на плотине Гранд-Диксенс. Через Лаубшера он обеспечил себя работой в качестве строителя на дамбе. Он видел возможность снять документальный фильм о плотине; когда закончился его первоначальный контракт, чтобы продлить свое время на плотине, он перешел на должность оператора телефонного коммутатора. Во время дежурства в апреле 1954 года он позвонил Лаубшеру, в котором рассказал о том, что Одиль Монод, мать Годара, погибла в аварии на скутере. Благодаря швейцарским друзьям, которые предоставили ему 35-мм кинокамеру, он смог снять короткометражный документальный фильм «
Операция бетон». Компания, которая управляла плотиной, купила фильм и использовала его в рекламных целях. Этот фильм стал первым для Годара.[22]
Продолжая работать в Cahiers du cinéma
, он сделал в Женеве 10-минутную короткую запись « Кокетка» (1955), и в январе 1956 года он вернулся в Париж. Трюффо обратился к нему за помощью в работе над идеей для фильма, основанного на реальных преступлениях мелкого преступника Мишеля Портье, который застрелил полицейского на мотоцикле и чья подруга отдала его в полицию, но Трюффо не смог найти продюсеров. Другой совместный проект с Трюффо, комедией о деревенской девушке, прибывшей в Париж, также был заброшен.[23] Он работал с Ромером над запланированной серией короткометражных фильмов, посвященных жизни двух молодых женщин, Шарлотты и Вероники; и осенью 1957 года Пьер Браунбергер выпустил первый фильм из серии « Все парней зовут Патрик» , снятый Годаром по сценарию Ромера. Фильм «История воды» (1958) был создан в основном из неиспользованного материала, снятого Трюффо. В 1958 году Годар с актерским составом, в который входили Жан-Поль Бельмондо и Анн Колетт, сделал свой последний короткометражный фильм перед тем, как завоевать международное признание в качестве режиссера, « Шарлотта и ее Жюль », в честь Жана Кокто. Фильм был снят в гостиничном номере Годара на улице Ренн и, по-видимому, отразил что-то вроде «романтической строгости» собственной жизни Годара в это время. Его швейцарский друг Роланд Толматчов о.[24] В декабре 1958 года Годар выпустил репортаж с фестиваля короткометражных фильмов в Туре и высоко оценил работы Жака Деми, Жака Розье и Аньес Варды и подружился с ними — он уже знал Алена Рене, чью работу он также высоко оценил, но Теперь Годар хотел снять художественный фильм. Он поехал на Каннский кинофестиваль 1959 года и попросил Трюффо позволить ему использовать историю, по которой они сотрудничали в 1956 году, о угонщике автомобилей Мишеле Портье. Финансирование фильма обеспечил продюсер Жорж де Борегар, с которым Годар встречался ранее, когда недолгое время работал в отделе рекламы парижского офиса Twentieth Century Fox.[25]
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера неоднократно оказывалась под пристальным вниманием прессы и общественности. Первой женой Годара стала Анна Карина, творческий союз с которой привел к созданию наиболее популярных фильмов Жан-Люка. В 1960-е годы Карина и Годар считались одной из самых знаменитых пар кинематографа, фото супругов регулярно мелькали в прессе. После развода супруги прекратили общение.
Жан-Люк Годар и Анна Карина
В 1967 году на съемках «Китаянки» Жан-Люк встретил Анну Вяземски, актрису, которая приходилась внучкой Франсуа Мориаку, известному французскому писателю. Брак продлился до 1979-го и также закончился разводом. Детей у режиссера нет.
Жан-Люк Годар и Анна Вяземски
В начале 80-х Годар познакомился с Анн-Мари Мьевиль, которая фактически стала его третьей женой, пусть и без официальной брачной церемонии. Как и остальные женщины, оставившие след в жизни Жан-Люка, Анн-Мари имеет отношение к кино — она режиссер и неоднократно помогала Годару в работе.
Политические и личные воззрения Годара также неоднократно вызывали интерес журналистов, публики и коллег по цеху. С 1970-х годов Жан-Люк занял пропалестинскую позицию, что отразилось в фильмах «Наша музыка» и «Здесь и там».
Жан-Люк Годар и Анн-Мари Мьевиль
В мае 2020 года режиссер присоединился к бойкоту израильского кино. Годар отрицает факт холокоста, а в 1978 году признался, что в его семье откровенно симпатизировали нацистам. Про своего деда Жан-Люк сказал, что тот был антисемитом, а свое мнение о государстве Израиль выразил, назвав страну
«раковой опухолью Ближнего Востока».
Сомнительной сочли и поддержку Годаром опального режиссера Романа Полански, в 2009 году арестованного по обвинению в изнасиловании 13-летней Саманты Геймер.
Литература[ | ]
на русском языке
- Виноградов В. Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или «Мертвецы в отпуске». — Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. — 280 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-323-8.
- Медведев К., Адибеков К. Борьба на два фронта. Жан Люк Годар и группа Дзига Вертов. — М.: Свободное марксистское издательство, 2010. — 111 с.
- Прощай, речь? Философия фильма Годара и современная концепция человека (Статьи Андрея Бычкова, Фёдора Гиренка, Владимира Мартынова, Натальи Ростовой, Вадима Руднева). — М.: Летний сад, 2015. — 120 с. — ISBN 978-5-98856-230-6. — (Серия «Современная русская философия»).
- Вим Вендерс. Логика изображения. — Б&К, 2003. — 432 с. — ISBN 5-93414-100-7.
- Жан-Люк Годар. Страсть. Между чёрным и белым / сост. М. Б. Ямпольский. — 1997. — 156 с.
- Тарасов А. Н. «Годар как Вольтер» // Тарасов А. Н. Страна Икс. — М.: АСТ; Адаптек, 2006. (с незначительными сокращениями опубликовано в журнале «Дом Союзов», 1993, № 2)
- Трофименков М. С. Две или три вещи, которые я знаю о нём. К 60-летию Жан-Люка Годара. // Искусство кино. — 1991. — № 2.
- Трофименков М. С. Годар о Годаре: составление, комментарии, перевод // Искусство кино. — 1991. — № 2.
- Годар, Жан-Люк / Трофименков М. С. // Гермафродит — Григорьев [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 292. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
- Трофименков М. С. Годар, Жан-Люк // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2020. — 15 октября. — Дата обращения: 08.11.2018.
на других языках
- Douglas Morrey. Jean-Luc Godard. — Manchester: Manchester University Press (англ.)русск., 2005. — 271 с. — ISBN 978-0719067594.
- Jean Collet. Jean-Luc Godard: An Investigation Into His Films and Philosophy. — New York: Crown Publishers, 1970.
- Roberto Chiesi. Jean-Luc Godard. — Gremese, 2005. — P. 128. — ISBN 978-8873015840.
- Richard Brody. Everything Is Cinema: The Working Life of Jean-Luc Godard. — Macmillan, 2008. — 720 с. — ISBN 978-0-8050-6886-3.
Жан-Люк Годар сейчас
Сейчас режиссер продолжает творческую работу, несмотря на возраст – в 2020 году Годару исполнилось 88 лет. Причем вскоре после этого Жан-Люка едва не «похоронили» — в Интернете появилась ложная информация о смерти режиссера.
Жан-Люк Годар в 2018 году
Литература
на русском языке
- Виноградов В. Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или «Мертвецы в отпуске». — Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. — 280 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-323-8.
- Медведев К., Адибеков К. Борьба на два фронта. Жан Люк Годар и группа Дзига Вертов. — М.: Свободное марксистское издательство, 2010. — 111 с.
- Прощай, речь? Философия фильма Годара и современная концепция человека (Статьи Андрея Бычкова, Фёдора Гиренка, Владимира Мартынова, Натальи Ростовой, Вадима Руднева). — М.: Летний сад, 2015. — 120 с. — ISBN 978-5-98856-230-6. — (Серия «Современная русская философия»).
- Вим Вендерс. Логика изображения. — Б&К, 2003. — 432 с. — ISBN 5-93414-100-7.
- Жан-Люк Годар. Страсть. Между чёрным и белым / сост. М. Б. Ямпольский. — 1997. — 156 с.
- Тарасов А. Н. «Годар как Вольтер» // Тарасов А. Н. Страна Икс. — М.: АСТ; Адаптек, 2006. (с незначительными сокращениями опубликовано в журнале «Дом Союзов», 1993, № 2)
- Трофименков М. С. Две или три вещи, которые я знаю о нём. К 60-летию Жан-Люка Годара. // Искусство кино. — 1991. — № 2.
- Трофименков М. С. Годар о Годаре: составление, комментарии, перевод // Искусство кино. — 1991. — № 2.
- Годар, Жан-Люк / Трофименков М. С. // Гермафродит — Григорьев [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 292. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
- Трофименков М. С. Годар, Жан-Люк // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2020. — 15 октября. — Дата обращения: 08.11.2018.
на других языках
- Douglas Morrey. Jean-Luc Godard. — Manchester: Manchester University Press (англ.)русск., 2005. — 271 с. — ISBN 978-0719067594.
- Jean Collet. Jean-Luc Godard: An Investigation Into His Films and Philosophy. — New York: Crown Publishers, 1970.
- Roberto Chiesi. Jean-Luc Godard. — Gremese, 2005. — P. 128. — ISBN 978-8873015840.
- Richard Brody. Everything Is Cinema: The Working Life of Jean-Luc Godard. — Macmillan, 2008. — 720 с. — ISBN 978-0-8050-6886-3.
Фильмография
- 1954 — «Операция бетон»
- 1960 — «На последнем дыхании»
- 1960 — «Маленький солдат»
- 1963 — «Карабинеры»
- 1963 — «Презрение»
- 1964 — «Посторонние»
- 1965 — «Альфавиль»
- 1966 — «Сделано в США»
- 1967 — «Китаянка»
- 1972 — «Письмо Джейн»
- 1980 — «Спасай, кто может (свою жизнь)»
- 1982 — «Страсть»
- 1987 — «Король Лир»
- 1987 — «Ария» (фрагмент «Армида»)
- 1996 — «Моцарт — навсегда»
- 2004 — «Наша музыка»
- 2010 — «Социализм»
- 2014 — «Прощай, речь 3D»
- 2018 — «Книга образа», или «Образ и речь»