Детские годы маленького Андрея
В середине апреля 1956 года в семье маститого композитора Советского Союза появился на свет сын, названный в честь отца Андреем. Папа, являясь человеком, дышащим музыкой, с первых дней жизни мальчика старался развивать в нем искреннюю любовь к искусству. Будучи еще ребенком, маленький Андрей Эшпай твердо знал, что кино и его жизнь будут неразделимы.
Годы учебы в школе по прошествии многих лет представляются очень легкими и интересными. Каждое воспоминание о них рождает на лице улыбку. Андрей всегда был очень активным мальчиком, неугомонным заводилой. Чуть ли не каждый день он предлагал своим друзьям совершать различные шалости. Ему везло, что все учителя были настроены лояльно к тому, что творили мальчики. Поэтому почти все проделки не имели для них никаких последствий.
Старательный студент
После получения школьного аттестата Андрей Эшпай, биография которого представляет собой удивительную смесь трудовых будней, получения признания и встреч с интересными людьми, подает документы в Московский госинститут культуры на факультет театральной режиссуры. Он был очень талантливым молодым человеком, способным к учебе. Эшпай трудолюбием и работоспособностью выделялся среди своих сверстников.
Как только он получил на руки диплом, тут же, без промедления, подал документы в еще один институт. Второй документ ему вручили после окончания Всероссийского госинститута кинематографии. Это был диплом режиссера кино. Его талант подтвердился тем, что снятый им кинофильм «Звана», являющийся дипломной работой Эшпая, оказался настолько хорош, что завоевал сразу три награды на фестивале студенчества.
Детство и юность
Андрей Андреевич Эшпай родился в Москве 18 апреля 1956 года. Андрей Яковлевич Эшпай – отец режиссера, по национальности мариец, известный композитор. Он с ранних лет старался привить сыну любовь к искусству. Потому уже в раннем возрасте Андрей знал, что свяжет жизнь с кино. Школьные годы режиссер вспоминает с улыбкой. Юноша считался заводилой в классе, часто подбивал друзей на разные шалости. Учителя относились лояльно к поведению мальчишек, а проделки не раз сходили юным хулиганам с рук.
После школы Андрей поступил в Московский государственный институт культуры на факультет театральной режиссуры. Способного и талантливого студента часто выделяли среди остальных сверстников. Будущий режиссер пытался добиться высоких результатов уже в молодости. Окончив МГИК, амбициозный абитуриент подал документы в другой вуз – Всероссийский государственный институт кинематографии. Фильм «Звана», ставший дипломной работой, получил сразу 3 награды на студенческом фестивале.
После получения второго диплома парень занимался самосовершенствованием и саморазвитием, дебютировав на телевидении уже в 1983 году с короткометражной лентой «Когда играли Баха».
Начало творческого пути
После того как был получен второй диплом, Андрей Эшпай на протяжении весьма длительного времени занимался самосовершенствованием. А в 1983 году он весьма успешно осуществил свой дебют на телевидении с короткометражным фильмом, который проложил ему путь в волшебную страну кино.
Следующая за ним картина, которую снял молодой режиссер, называлась «Шут». Для восприятия среднестатистическим зрителем лента была несколько тяжеловата, но близка каждому. В картине раскрывалась мысль о сложных психологических отклонениях и социальном неравенстве. Благодаря ей режиссер попал под первые лучики славы. Это было уже настоящее полнометражное кино. Начало творческой деятельности было довольно успешным, и Андрей Эшпай, режиссер, не задумываясь продолжил заниматься любимым делом.
Андрей Эшпай сейчас
В 2020 году Андрей Эшпай выпустил на экраны сериал «Скажи правду». Родственные узы сказались и в этом проекте: сценарий к фильму написала Анастасия Вяземская, дочь профессора МГИМО и телеведущего Юрия Вяземского, который приходится братом Евгении Симоновой. Повесть Юрия Павловича легла в основу социальной драмы «Шут».
Сериал Андрея Эшпая «Скажи правду» (премьера 2020 года)
По традиции в съемочном процессе задействованы супруга и падчерица. Кроме них, роли в картине о женщине, подозревающей мужа в измене, играют Павел Трубинер, Гоша Куценко, Аглая Шиловская, Виктория Исакова.
Награды за киношедевры
В 1990 году увидела свет его картина «Униженные и оскорбленные». В основу сюжета был положен роман Федора Достоевского с тем же названием. В съемках участвовали Настасья Кински и Никита Михалков. Какое-то время фильм подвергался критике, но в общем и целом был воспринят очень тепло. На Венецианский фестиваль кинолента попала спустя шесть лет.
Фильм о цветущем холме, находящемся среди пустого поля, был неким прорывом в технологиях стыка веков. Это была первая в России картина, которую снимали сначала на цифровую камеру, а только потом перевели на кинопленку. За такой необычный и интересный ход работы, а также за вклад в развитие российского кинематографа фильм сначала номинировали, а потом наградили премией «Ника».
Следующий киношедевр, который создал Андрей Эшпай, вышел в свет в 2004 году и назывался «Дети Арбата». 16-серийная сага была снята по одноименному роману талантливого писателя Анатолия Рыбакова. Эту картину тоже не обделили наградами: «Гран-При» на кинофоруме «Вместе» и номинация «Лучший телесериал» в конкурсах «ТЭФИ» и «Золотой Орел».
Различные взаимодействия героев фильма в социуме и сложные образы персонажей удались ему настолько легко, даже воздушно, что зрители, посмотрев сагу, даже присылали свои предложения и варианты сценариев, по которым можно было бы снимать продолжение истории.
В его послужном списке самые разные по сложности картины. Но, независимо от жанров его фильмов, каждый из них зрительская аудитория воспринимает с интересом, благодарностью и восторгом.
Биография
Андрей Эшпай родился 18 апреля 1956 года в Москве в семье композитора Андрея Эшпая.
В 1975—1976 годах учился на факультете театральной режиссуры Московского государственного института культуры (мастерская Н. Бухмана).
В 1980 году окончил ВГИК (режиссёрский факультет, мастерская Л. Кулиджанова и Т. Лиозновой). Дипломная работа — фильм «Звана» (1980), удостоен призов «За лучший сценарий», «За лучшую режиссуру» и «За лучшую мужскую роль» на студенческом фестивале ВГИКа.
Дебютировал в кино короткометражной лентой «Когда играли Баха» (1983). В полнометражном кино дебютировал кинокартиной «Шут» (1988). Фильм «Униженные и оскорблённые» (1990) с участием Настасьи Кински и Никиты Михалкова был премьерно показан на Венецианском фестивале в 1996 году.
Фильм «Цветущий холм среди пустого поля» (2000) является первым художественным фильмом в России, который был снят на цифровую камеру и затем переведён на киноплёнку. Фильм также был номинирован на премию Российской академии кинематографических искусств Ника. Телевизионный художественный фильм «Дети Арбата» (16 серий) по одноимённому роману Анатолия Рыбакова был сделан в 2004 году[2] и получил Гран-При на Ялтинском Международном Телекинофоруме «Вместе». «Дети Арбата» участвовали также в конкурсах «Золотой Орёл» и «ТЭФИ» в номинации «лучший телесериал».
Фильм «Многоточие» получил множество призов и наград — Международный фестиваль в Локарно, «НИКА», «Окно в Европу», «Московская премьера», «Золотой орёл», «Белый Слон» и других. Фильм «Событие» получил диплом Гильдии киноведов и кинокритиков на 31-м ММКФ (2009). В 2009 году Эшпай закончил работу над телевизионным художественным фильмом «Иван Грозный» (16 серий)[3], который был показан на канале Россия. «Элизиум» (2010) — новая работа в полнометражном кино.
Эшпай является также автором документальных фильмов «Русское море», «Киностудия им. Горького. 90 лет. Вехи», «Река времён» и других.
С 2000 года и по настоящее время Андрей Эшпай ведёт режиссёрские мастерские во ВГИКе. С 2010 года ведёт мастер-классы по кинорежиссуре в Школе кино.
Академик Российской академии кинематографических искусств[4].
В 2008 году Андрей Эшпай подписал открытое письмо с призывом освободить Светлану Бахмину[5].
Семья
- Отец — композитор Андрей Яковлевич Эшпай (1925—2015).
- Мать — пианистка Александра Михайловна Эшпай.
- Брат — киновед Валентин Андреевич Эшпай (1953—2016).
- Вторая жена — актриса Лариса Удовиченко[6]
- Третья жена — актриса Евгения Симонова. Дочь — пианистка Мария Эшпай[7].
Двухтысячные
На протяжении четырех лет, с начала 2000-го и до 2004-го, во ВГИКе, где у него есть собственная мастерская, преподавал режиссерское искусство неподражаемый Андрей Эшпай, режиссер. Личная жизнь его, в отличие от жизни в искусстве, никогда не выставлялась на суд обывателей. Хорошо известно, что за это время ему удалось воспитать большое количество своих преемников и последователей.
Через несколько лет, с 2010 года, Эшпай перестал быть просто режиссером. Теперь в его обязанности входило проводить мастер-классы в Школе кино. Несмотря на то что это поистине титанический труд, великолепно совмещает уроки обучения молодого поколения и съемки своих новых шедевров Андрей Эшпай (режиссер). Личная жизнь продолжает оставаться за пределами обсуждений любопытных.
Награды и звания
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «За взятие Берлина»
- Медаль «За освобождение Варшавы»
- Медаль «За Варшаву 1939—1945»
- 1945 — Орден Красной Звезды
- 1960 — Заслуженный деятель искусств Марийской АССР
- 1964 — Заслуженный деятель искусств Якутской АССР
- 1967 — Орден «Знак Почёта»
- 1969 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
- 1971 — Орден Трудового Красного Знамени
- 1973 — Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР
- 1975 — Народный артист РСФСР
- 1976 — Государственная премия СССР — за кантату «Ленин с нами» (на слова В. В. Маяковского) и 2-й концерт для фортепиано с оркестром
- 1981 — Народный артист СССР
- 1982 — Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР
- 1983 — Народный артист Марийской АССР (1983)
- 1985 — Орден Ленина
- 1985 — орден Отечественной войны I степени
- 1986 — Ленинская премия — за концерт для гобоя с оркестром (1982), «Песни горных и луговых мари» (1983)
- 2000 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 мая 2000) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства.
- 2008 — Орден «За заслуги перед Чувашской Республикой»
- 2010 — Орден Дружбы (21 мая) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
- Премия города Москвы 2010 года в области литературы и искусства (номинация «Музыкальное искусство») (16 августа 2010 года) — за создание симфонических картин «Сны» и второй редакции Шестой (Литургической) симфонии
- Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010 года) — за создание цикла музыкальных произведений для оркестровых инструментов и симфонического оркестра
- Высшая Российская общественная награда — знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество»
- Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
- Член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО (с 1977)
- Почётный член Общества им. Ф. Листа (1979, США)
- Академик Российской академии кинематографических искусств
- Почётный президент землячества Марий Эл в Москве
- Почётный гражданин Йошкар-Олы
- Почётный гражданин Козьмодемьянска
Семья, любовь, дети
Со своей супругой, которую он просто боготворит, Андрей Андреевич познакомился во время очередного съемочного процесса. Евгения Симонова, красавица, на тонком лице которой выделялись выразительные глаза-озера, моментально покорила сердце маститого режиссера. Личная жизнь Андрея Эшпая сразу же начала меняться. Его не испугало то, что у Симоновой от первого брака с Александром Кайдановским уже была дочка Зоя.
Молодые люди заключили брак совсем скоро после их первой встречи. Несмотря на то что свадьба была слишком скоропалительной, их семейная жизнь стала очень счастливой. Сначала они вместе воспитывали Зоеньку, а через несколько лет у них появилась общая дочка Маша. Кстати, Эшпай один из немногих мужчин, который приемного ребенка любит так же сильно, как и родного.
На сегодняшний день Зоя и Мария продолжают рабочую династию родителей. Они активно снимаются в сериалах и кинофильмах. Обе реализовали себя в творчестве. У Зои есть еще и талант пианистки, иногда она дает собственные концерты.
Кинематограф
Сразу по окончании института Андрей Эшпай начал работать режиссером-постановщиком на киностудии имени Горького.
В 1983 году Андрей представил свою первую самостоятельную режиссерскую работу – фильм «Когда играли Баха». Это была история о молодом человеке, который не смог преодолеть инерции повседневности и прошел мимо настоящей любви. Сценаристом этого проекта был Сергей Соловьев.
В октябре 1988 года состоялась премьера очередного фильма Андрея Эшпая – «Шут». Еще через два года он начал снимать картину «Униженные и оскорбленные» по роману Ф.М. Достоевского. Главные роли в этой экранизации исполнили Настасья Кински и Никита Михалков. Фильм был представлен на Венецианском фестивале в 1996 году.
Картина «Цветущий холм среди пустого поля», созданная в 2000 году, стала первым художественным фильмом в России, который был снят на цифровую камеру и затем переведен на кинопленку. Лента была номинирована на премию Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Телевизионный художественный шестнадцатисерийный фильм Андрея Эшпая «Дети Арбата» по одноименному роману Анатолия Рыбакова был сделан в 2004 году и получил Гран-при на Ялтинском международном телекинофоруме «Вместе». «Дети Арбата» участвовали также в конкурсах «Золотой орел» и «ТЭФИ» в номинации «Лучший телесериал».
Фильм «Многоточие», представленный в 2006-м, получил множество призов и наград – на Международном фестивале в Локарно, «Ника», «Окно в Европу», «Московская премьера», «Золотой орел», «Белый слон» и другие.
В 2009 году картина Эшпая «Событие» завоевала диплом Гильдии киноведов и кинокритиков на 31-м Московском международном кинофестивале.
В это же время Андрей Андреевич закончил работу над телевизионным художественным фильмом «Иван Грозный», который был представлен на канале «Россия». В этой и многих других его картинах снимались его жена Евгения Симонова, дочь, пианистка Мария Эшпай, и еще одна дочь, актриса Зоя Кайдановская, которая родной дочерью режиссеру не приходится, но он именно таковой ее и считает.
В 2010 году Эшпай представил мистическую драму «Элизиум», в 2013-м – одну из серий ленты «Куприн», в 2015-м – «Взрослые дочери».